Необычный заказ выполнил Константин Полетаев для телеканала «Культура». Используя исторические источники, он имитировал в жанре гравюры восшествие на престол Екатерины Первой. Среди 13 сцен были и достаточно пикантные. О своей работе и ее нюансах мастер рассказал нашему корреспонденту.
ВЕК ГРАВЮР
Приглашение поработать на фильме «Рождение империи» цикла «Сокровища Московского Кремля» Константин Полетаев получил от режиссера Алексея Борисова. Тот поставил ему задачу воссоздать атмосферу Москвы XVIII века, имитируя штриховку старинной гравюры.
«Самое сложное – это коронационные торжества, состоящие из нескольких рисунков и сюжетов, один из них посвящен зимней процессии (выезду) Екатерины, – делится член Союза художников России Константин Полетаев. – События разворачиваются у Успенского собора и в самом городе. Было очень важно отразить количество пажей, вельмож, понимать, где и какая именно ехала карета, точно указать, кто где стоял. Благодаря музейным материалам было понятно, на какие изобразительные источники опираться. Все это согласовывалось и уточнялось. Была задача – чтобы перекликались оригинальные гравюры и новые рисунки».
Константин уточнил, что в фильме есть моменты, которых нет ни на каких картинах. Именно их он и прорисовывал в формате реплик. Сначала это были эскизы на бумаге. Согласовав их с режиссером, он выполнял графические изображения на больших листах. Всего их получилось 13.
Основной прием гравюры – это резьба, ее отличают отчетливые штрихи. В качестве инструмента художник использовал современные линеры (вид ручки) с тушью. На одну гравюру давался всего один день. Затем все это сканировалось в цифровую версию.
ЗАПЕЧАТЛЕЛ МОМЕНТ
Если с искусством графики Константин дружит всю жизнь, то некоторые исторические детали его весьма поразили. Художник выяснил, что коронационный ритуал в России зародился при Екатерине Первой. Для нее было пошито специальное платье, сделана корона. Деятельное участие буквально во всем принимал ее царствующий супруг Петр Первый.
«Гулянья по случаю коронации занимали полгода, был момент, как зимой по Москве катались корабли в натуральную величину на полозьях. Этот сюжет есть на оригинальных полотнах, – пояснил автор работ. – А вот сцену, где Екатерина в костюме амазонки, рисовал я сам. Представляете, на ней в зимние морозы был полуоткрытый костюм! Этот момент есть в источниках. Я запечатлел момент, как она в карете останавливалась на фоне Сухаревской башни и переходила греться в крытые сани».
Кстати, все элементы этой церемонии детально выверены, поскольку Петру была важна легитимность и красота этого действия. Одевавшийся обычно скромно, в этот раз император пошил нарядный кафтан.
МАСТЕР ШТРИХА
Графика – дело всей жизни Константина Полетаева. Но художник из Ногинска не отказывается и от живописи. Не так давно он стал стипендиатом премии губернатора Московской области. Она предназначалась на создание монументального панно «Богородск – Ногинск, история и современность». Роспись размером в 40 кв. м украсила стены ледовой арены Ногинска.
«Это компиляция современности и золотого века города с расцветом архитектуры и меценатства, – поясняет Константин. – Там изображены типажи дореволюционного времени. Из них композиционно вырастает нынешний город».
На реализацию амбициозного проекта ушел год. Его результатами уже любуются горожане.